overtonwindow (overtonwindow) wrote,
overtonwindow
overtonwindow

Бисмарк отмечал, что войну выигрывает учитель гимназии.

Открытое письмо

Автор: Сергей Коренблит, Источник: © NewsBabr.com, Образование, Политика, Мир 28.04.2016 10:08 19396 138 472
Президенту Российской Федерации В. В. Путину
от профессора Иркутского госуниверситета
С. Э. Коренблита.
Апрель 2016 года

Уважаемый господин Президент!

Заранее прошу прощения, если это мое третье письмо к Вам - о катастрофическом положении естественнонаучного высшего образования в РФ и его роли в управлении государством - поступит к Вам по нескольким независимым, в том числе неофициальным или открытым каналам. Поскольку, как явствует из официальных ответов Правительства № 05-ПГ- МОН-8318 от 14.04.2015, № 05-ПГ- МОН-15886 от 21.05.15 и Вашей Администрации № А76-1422 от 25.08.2015, мои предыдущие письма, по-видимому, не были доведены до Вашего сведения в сколь-нибудь полном объеме.

С уважением, С.Э. Коренблит

Президенту Российской Федерации В. В. Путину
от профессора Иркутского госуниверситета
С. Э. Коренблита.
Апрель 2016 года



Уважаемый господин Президент!

Искренне приветствуя и поддерживая Ваши титанические усилия по восстановлению военного, политического и экономического суверенитета России, обращаю Ваше внимание на то, что полноценное решение этих задач невозможно без восстановления ее базового, а потому, увы, малозаметного и до сих пор недооцененного - образовательного суверенитета РФ.

Поэтому, если только Вы действительно намерены воспроизвести и мобилизовать творческие и интеллектуальные ресурсы России на сохранение «ядерного чемодана» в Ваших руках и в течение Вашего следующего президентского срока, необходимо немедленно предотвратить и обезвредить самую коварную, самую замаскированную и потому самую разрушительную диверсию Запада против России – диверсию против ее фундаментального - классического естественнонаучного и инженерно-технического образования.

Для этого считаю необходимым (обоснование ниже):

0.
Немедленно вывести высшее фундаментальное естественнонаучное: физическое, химическое, биологическое, классическое математическое и высшее инженерно-техническое образование РФ из сферы коммерческих «услуг населению», вернув его в сферу стратегических интересов государства, с соответствующей этому статусу схемой государственного контроля и финансирования, принятой в СССР в годы индустриализации и восстановления после ВОВ, произведя его полную декоммерциализацию, обязательно включая также еще не аккредитованную магистратуру, по крайней мере, для граждан РФ.

1.
Срочно, уже в следующем учебном году, отменить по всем перечисленным направлениям высшего естественнонаучного и инженерно-технического образования так называемую «Болонскую систему» бакалавриата и магистратуры, вернувшись вместо нее повсеместно к уже естественному шестилетнему специалитету.

2.
Признать абсурдным, ошибочным и вредительским и незамедлительно отменить так называемый “компетентностный подход” к естественнонаучному образованию в РФ.

3.
Немедленно остановить целенаправленное уничтожение высококвалифицированных и работоспособных кадров высшей школы в перечисленных направлениях образования, осуществляемое в настоящее время рядом заинтересованных лиц в Правительстве РФ, Минобрнауки и Вашей Администрации путем как беспощадного разрушения учебного процесса навязыванием абсурдного и безграмотного “компетентностнго подхода”, так и путем беспредельно произвольной интерпретации Ваших Указов от 7 мая 2012 года за N 597 в части повышения заработной платы ППС, выхолощенных ими в беспрецедентное всероссийское очковтирательство.

4.
Срочно вернуть в программы всех общеобразовательных средних школ полноценные и обязательные для всех курсы физики (с 6-го класса), химии (с 7-го класса), биологии и математики, переиздав в необходимом количестве советские школьные учебники - по физике: Перышкина, Лансберга, Пинского, Мякишева, Касьянова; - по геометрии: Киселева, Прасолова; - по алгебре: Виленкина, Макарычева, Колмогорова, доказывающие уже в течение многих десятилетий и по сей день свою эффективность в разных странах и на разных языках, кроме родного.

5.
Немедленно отменить использование тестовой системы при приеме ЕГЭ по основным естественнонаучным предметам: математика, физика, химия, либо вернуть по ним выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены – в ВУЗах.

Обоснование.

Имея почти 40- летний опыт преподавания различных физических и математических дисциплин и достаточно наглядное представление о преподавании естественных наук в ведущих странах мира, осуществляемое зачастую нашими бывшими соотечественниками, я могу уверенно утверждать, что система высшего фундаментального естественнонаучного и инженерно-технического образования СССР была не просто лучшей на этой планете, но и наиболее адекватной стоявшим тогда и стоящим сейчас перед нашей Страной задачам.

Это подтверждает постоянная многолетняя востребованность наших специалистов и в самых развитых странах, включая Австралию, США, Германию, Израиль и др.

Несмотря на всякие искусственные рейтинги ВУЗов, например, бывшие троечники-специалисты из ИГУ сегодня успешно трудятся в компаниях обслуживания систем связи напротив Белого Дома в США, а отличники занимаются наукой в Лаборатории имени Ферми, или в Европейском Космическом Агентстве, либо преподают в европейских ВУЗах.

Ничем не уступая лучшим выпускникам центральных ВУЗов, лучшие выпускники физического факультета ИГУ при той же целеустремленности гораздо менее привередливы и избалованы. Поэтому их с радостью берут на работу и в аспирантуру как в институты ИНЦ, так и в другие научные центры РФ: ИЯИ, ИТЭФ, ОИЯИ, где они успешно вырастают в известных ученых и руководителей научных подразделений. Наш факультет высоко котируется у сильных студентов ближайшего «Азиатского Тигра» - Южной Кореи.

К сожалению, навязанные России в 90-е годы «Болонские стандарты», уместные разве что для торговых и гуманитарных направлений образования, показали свою полную неадекватность и абсолютную непригодность к задаче обучения как фундаментальным естественнонаучным, так и прикладным инженерно-техническим дисциплинам.

Будучи «заточены» под «образовательный туризм», снимающий ответственность за результат обучения с конкретного ВУЗа, они полностью игнорируют как стремительно растущий объем необходимых фундаментальных знаний, так и важнейшие условия для его успешного усвоения: непрерывность и системность обучения, взаимодополняемость, взаимосвязанность и взаимозависимость различных дисциплин, выстроенные по-разному в каждом ВУЗе, наконец, необходимость погружения в предмет с конкретным преподавателем, существование такого понятия как научная школа, и иную комплементарную специфику обучения точным наукам, которую просто невозможно вложить в прокрустово ложе невесть кем и почему зафиксированных 240 “зачетных единиц” (1 з.е. = 36 часов).

Поэтому сравнение уровня выпускников, например, последнего выпуска специалистов физического факультета ИГУ в 2015 году с одновременным первым выпуском бакалавров упорно наводит на мысль об умышленном вредительстве инициаторов тотальной Болонской реформы образования РФ. А в последовательно раскручиваемых ими сегодня спиралях безграмотного вмешательства унизительным и абсурдным “компетентностным подходом” в живой и творческий естественнонаучный учебный процесс и целенаправленного уничтожения квалифицированных научно-педагогических кадров под видом исполнения Ваших Майских Указов эта мысль находит свое дальнейшее подтверждение.

Действительно, за то время, что отводится теперь на обучение бакалавров – физиков или радиофизиков, к тому же с заметно ослабленной уже школьной подготовкой, нет возможности полноценно обучить даже лучших студентов. Тогда как эффективность искусственного, но так и не развитого у нас, к тому же еще и платного на начальном этапе института магистратуры все равно является фактически нулевой и в зарубежных ВУЗах.

Противоестественное и жесткое дробление единых по своей комплементарной сути физических дисциплин и специальностей на узкие нумерованные направления и профили, с ничем и никак не обоснованным максимумом времени на их изучение в 240 з.е. и требованием обязательной оплаты при его превышении или обучении в еще не аккредитованной магистратуре не только ставят крест на возможности обучить талантливую молодежь в современных творческих и образованных ученых, но и прямо противоречит декларируемой «Болонским соглашением» якобы междисциплинарной “вариативности” индивидуальных «образовательных траекторий» обучающихся в этой системе образования. В прежней системе советского образования эта «вариативность» на самом деле была на несколько порядков выше.

Нарастающая лавина вопиюще бессмысленных и жестко зарегламентированных со стороны Минобрнауки бумажных проверок в виде разного рода программ, аннотаций, отчетов, аккредитаций, планов, разрешений и согласований, на фоне непрерывно меняющегося калейдоскопа порождаемых им же “стандартов” ФГОС, практически погребла под собой не только учебный процесс, но и возможности повышения качества преподавания и проведения научных исследований и преподавателями, и студентами.

Однако в этом безумном хаосе уже четырежды менявшихся за последние годы ФГОС хорошо просматривается вполне определенный порядок и смысл, где за напускным туманом “компетенций”, “рейтингов”, “модулей”, “кредитов”, “дискрипторов”, “портфолио” , “кейс-стади” и прочих напыщенно наукообразных, но пустых и искусственных понятий и иноязычных терминов в стандарте Российского образования хорошо видны “уши” как западных мастеров НЛП, так и расплодившихся в 90 –е годы подобно леммингам чиновников от «чистой педагогики», доморощенных «бизнесменов» от образования и издательской мафии.

Например, в принятую Минобрнауки программу ФГОС 3-го поколения для бакалавров-радиофизиков все равно “забыли” включить курс теории функций комплексного переменного, что равносильно попытке обучать торговле без знания четырех основных действий арифметики. После того как на это было указано, из следующего стандарта ФГОС 3+ был и вовсе исключен какой бы то ни было (ранее жестко регламентированный!) перечень обязательных естественнонаучных дисциплин, что демонстрирует как явную недееспособность Минобрнауки, так и бесполезную растрату им средств на разработку предыдущего ФГОС. Зато вместо перечня необходимых дисциплин в стандарте высшего образования РФ к предыдущим ОК и ПК добавилась целая серия новых “компетенций” - так называемых ОПК. Надо полагать, что продолжение этого бессмысленного и вредительского абсурда следует.

Обращаю Ваше внимание, господин Президент, что за внешним наукообразием термина “компетенция” и всего “компетентностного подхода” во ФГОС скрывается не только бессмысленная пустота их невнятных конкретных формулировок и разрушение всей системы естественнонаучного образования РФ, но и растянутый уже на годы жесткий целенаправленный насильственный психологический тренинг западных «коучей» над всеми участниками образовательного процесса в РФ, осуществляемый, прежде всего, руками чиновников Минобрнауки и Рособрнадзора и направленный на уничтожение главного преимущества системы среднего и высшего образования РФ, доставшегося ей в наследство от СССР.

Это с убедительной наглядностью демонстрируемое и Вами преимущество состоит в выработке у большинства обучавшихся в средней и высшей школе РФ и СССР и способности, и стремления к дальнейшему самообразованию. Как и другие “компетенции”, эта способность являлась следствием комплементарности всего учебного процесса и его итогом, а потому требуемый ныне “компетентностным подходом” поиск ее проявлений в какой-либо отдельной дисциплине выглядит совершенно бессмысленным и абсурдным.

Указанный выше тренинг можно проследить по эволюции роли “компетенций” как в структуре ООП – ОПОП, так и в содержании ФГОС. Если во ФГОС -2 и -3 они еще были скромно приписаны к конкретным дисциплинам самими авторами этого “стандарта”, то ФГОС -3+ уже требует самостоятельно распределить этот бессмысленный псевдо-интеллектуальный мусор по дисциплинам для бакалавров и магистров, а для аспирантов предлагает и вовсе “творческую” задачу самостоятельного создания и распределения преподавателями этого мусора для своих дисциплин.

Однако логическое содержание термина “компетенция” в русском языке весьма размыто. Это понятие не имеет четкого логического объема и допускает множество как абстрактных, так и конкретных смыслов и толкований уже в самих ФГОС - от абстрактного права на принятие решения или способности к чему либо - до конкретного знания, умения или навыка, что далеко не одно и то же. Четкое определение этого понятия отсутствует как в Федеральном Законе № 273-ФЗ об Образовании в РФ, так и в самих стандартах ФГОС, что открывает широчайший простор для произвола чиновников от Минобрнауки, Рособрнадзора и других надзорных и проверяющих органов, одновременно приводя к кратному умножению числа этих чиновников как в центре, так и на местах.

Например, их требование к основной литературе рабочих программ бакалавриата и магистратуры быть не старше соответственно 10 и 5 лет является откровенно абсурдным для фундаментальных точных наук и может иметь под собой только чисто коррупционную мотивацию – для искусственного стимулирования и траты денег либо на сомнительные новые пособия, либо на сверх многократные переиздания действительно необходимых классических учебников.

По факту «Болонская система» и утвердивший ее Закон об Образовании уничтожили возможность подготовки в ВУЗах целого спектра востребованных в регионах специалистов ключевых отраслей промышленности, науки, систем связи и инфраструктуры управления хозяйством РФ, заменив их почти бесполезными недоучками – “бакалаврами” и, по сути, ничем не отличающимися от них “магистрами”. А ведь эти люди займут теперь те же ниши в производстве и инфраструктуре России, которые ранее занимали специалисты. Причем, как уже не раз показала История, социальные лифты неизбежно выносят к «решающей кнопке» отнюдь не первых учеников и не самых престижных ВУЗов.

Дело еще и в том, что подавляющее большинство лучших и хороших выпускников признанных образовательных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Новосибирска не задерживаются на Родине: «строевые» мозги продаются прямо «на корню», как и строевой лес, – контракты заключаются ими еще во время учебы. Тогда как оставшиеся, неспособные к творческой научной работе посредственности оттуда предпочитают, пользуясь имиджем ВУЗа, заполнять или командно-олигархические или около-научно-чиновные ниши. Поэтому средний возраст научных сотрудников как Курчатовского ИАЭ, так и ПХРО Иркутского отделения ФГУП «РосРао» сегодня приближается к 60 годам, а некоторые сотрудники ИБРАЭ могут быть не осведомлены о биномиальном распределении или отличиях теплового взрыва от детонации.

Сколько же еще Чернобыльских и Саяно-Шушенских аварий должно произойти, сколько «Фобосов», «Прогрессов», «Протонов» и «Булав» должно упасть, чтобы стало понятно, что все перечисленные в пункте 0. естественнонаучные специальности принципиально важны для безопасности как населения, так и Страны в целом, нисколько не меньше, чем, например, специальности строительные, архитектурные, геологические и авиа-конструкторские, для которых специалитет в ВУЗах РФ был успешно сохранен?

Сколько и чего еще должно у нас упасть или взорваться, чтобы стало понятно, что дальнейшее сокращение в нашей Стране числа ВУЗов, где наряду с математикой реально обучают физике, химии и биологии, а также объединение таких ВУЗов с педагогическими или гуманитарными на деле обернется полным уничтожением фундаментального инженерного и естественнонаучного образования в РФ – поскольку, в условиях открытой системы, оно уже не сможет самоподдерживаться на достойном уровне даже 40 “столичными” ВУЗами на всю 140 миллионную Россию? (На 24 миллиона жителей “аграрно-сырьевой” Австралии сегодня приходится 47 ВУЗов, из которых 40 – университеты, где ничего не знают ни о каком “компетеностном подходе” и чья деятельность дает до четверти доходов этой страны.)

Будучи следствием безграмотности в области ядерной физики людей, случайно из-за административной ошибки оказавшихся у пульта управления ядерным реактором и затеявших с ним эксперимент, как с обычной паровой тепловой машиной, Чернобыль, кроме того, еще вполне наглядно показал, как крупная континентальная техногенная катастрофа может легко запустить психологически необратимый процесс развала континентального государства под лозунгом типа «Пусть живет КПСС на Чернобыльской АЭС».

Поэтому фундаментальное физико-математическое, химико- биологическое и инженерно-техническое образование в РФ вообще не может тарифицироваться по примитивным экономическим стандартам простой «услуги населению», которой сегодня, в угоду «нашим западным партерам», объявлено все образование в России. Это даже не «медленные» или «очень медленные» деньги, это вообще внерыночная категория. Это вклад в будущее существование и безопасность Страны в целом.

Парадоксальным образом, именно существующий пока еще ракетно-ядерный щит, своевременно созданный тогда в казалось бы немыслимых сейчас условиях предыдущими поколениями ученых: физиков, химиков, математиков и конструкторов из самых разных научных школ и ВУЗов со всего СССР - позволил нам к сегодняшнему дню так прочно забыть этот положительный урок нашей собственной Истории, что даже трагедия Украины и последовавшие за ней санкции этих «партнеров», тем не менее, до сих пор так и не вернули нам до конца нашу историческую память. Хотя еще Бисмарк отмечал, что войну выигрывает учитель гимназии. То есть, реальное образование – это отнюдь НЕ сеть борделей и торговых точек по оказанию “услуг населению”.

Образование, и прежде всего естественнонаучное, - это во все времена, прежде всего системообразующий институт нации и государства, не только лежащий в основе его обороноспособности, но и формирующий самоидентификацию его граждан как граждан именно этого государства. Тем более для такой большой системы как Россия, обязанной, в отличие от Лихтенштейна или Монако, иметь собственную историческую траекторию, разумеется, если и когда она намерена и дальше существовать как единое целое.

Высшая школа СССР на основе 5-6 летнего специалитета, безо всяких западных «рейтингов», занимала одно из ведущих мест в мире по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники. Выдающиеся и во многом неожиданные для Запада послевоенные достижения СССР в новых тогда сферах ракетостроения, ядерной энергетики и в ряде иных областей физики, химии, биологии вызвали пристальный и отнюдь не дружественный интерес наших «западных партнеров» к советской системе высшего образования, разработки последних выпускников которой мы еще можем увидеть на Параде в честь Победы, вне зависимости от индекса их цитирования в каком-нибудь Web of Science.

«Болонская система» на основе “компетентностного подхода” и утвердивший их Закон об Образовании противоречат жизненным интересам российского государства, и каждый день их действия приближает нашу Страну к такому же управляемому извне хаосу, как в соседней с нами когда-то братской Украине.

Именно уже явно наблюдаемое стремительное и резкое понижение уровня реального образования значительной массы населения РФ, заложенное ранее в «Болонской системе» и ее “компетенциях”, прежде всего, путем внедрения ложных образовательных ориентиров и стандартов, подменивших его комплементарное целеполагание – коммерческим, процесс логического поиска ответа - угадыванием, а реальное знание – лишь демонстрацией якобы его наличия, - лишает людей способности критически переоценивать поступающую информацию и, путем последующей подмены понятий и ценностных ориентиров, превращает их в толпу майданных попрыгунчиков.

Судя по ответам, полученным ранее из Минобрнауки и Вашей Администрации на две предыдущие версии этого письма, сегодня уже только у Вас, господин Президент, осталась возможность остановить сползание России в эту образовательную пропасть, самую глубокую и самую опасную из всех, в которые Запад когда-либо толкал нашу Страну не военным путем.

С уважением, С.Э. Коренблит
Источник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments